+7 495 980 0770

По законам онлайна: как устроиться на работу мечты дистанционно

По данным рекрутинговой компании Hays, в прошлом году 27% российских компаний сократили персонал. Тем, кто попал под оптимизацию и вынужден искать новую работу, делать это придется в новом формате. «Профиль» узнал у экспертов, как трудоустроиться в онлайне и чего ждать сразу после приема на новую работу.

Что изменилось в формате собеседований

По словам руководителя отдела по работе с персоналом QBF Светланы Белодед, удаленный подбор кандидатов имеет свою специфику. С одной стороны, до онлайн-собеседований теперь доходит больше кандидатов, чем раньше. А сама встреча протекает спокойнее, чем в офисе работодателя.

«С другой стороны, мне как руководителю HR-отдела несколько труднее сделать вывод о личностных качествах кандидата, наблюдая за ним лишь через экран монитора. На офлайн-встречах люди иначе реагируют на вопросы, больше информации можно считать по мимике и жестам, манере держаться и другим деталям, которые трудно заметить онлайн. На расстоянии сделать вывод о соответствии имиджа соискателя нашей компании сложнее», – признается Белодед.

Онлайн-формат собеседования многим отличается от привычного диалога в офлайне. Удаленное интервью обычно короче, чем личные встречи, – 20–30 минут вместо привычного часа. Тем более что разговору часто мешают посторонние шумы или нестабильная связь. «Рекрутеры иногда меняют структуру разговора от диалога к «спринтам» по ключевым темам и профессиональным компетенциям, чтобы в сжатые сроки получить всю необходимую информацию», – рассказывает директор по персоналу и организационному развитию холдинга S8 Capital Татьяна Гладюк.

Кроме того, компании начинают внедрять формат видеоинтервью, не требующий одновременного присутствия обеих сторон. «Работодатель может заранее написать список вопросов, а соискатель в удобное время снять видео с ответами. После уже подключается рекрутер», – объясняет Артем Кумпель, управляющий директор сервиса «Авито Работа», который сейчас тестирует новый формат для найма в массовых профессиях.

Как готовиться и вести себя на встрече

Готовиться к онлайн-собеседованию эксперты советуют так же, как и к офлайн-встрече с рекрутером – продумать ответы, позаботиться о внешнем виде. Вдобавок нужно подобрать тихое место без творческого беспорядка за спиной и проверить связь.

По негласному правилу, в назначенное время звонит кандидат, если не было иных договоренностей, говорит карьерный консультант hh.ru и руководитель HR-проектов Ирина Хоменко. Она советует не стараться «прийти» на онлайн-встречу минута в минуту, а сделать это за несколько минут до начала – тем более, у большинства программ есть функция виртуального зала ожидания.

«Формат удаленного интервью иногда расслабляет, – продолжает эксперт. – Кажется, что нет ничего «такого», если во время разговора пить чай-кофе, курить, слегка перекусывать. Но подумайте: вы бы стали это делать на деловой встрече? Одно дело – глотнуть воды, если пересохло в горле, и совсем другое – непрестанно прихлебывать и что-то жевать. Даже если это не видеозвонок, такие вещи прекрасно слышны».

Во время интервью Хоменко рекомендует говорить доброжелательным тоном, четко и не слишком тихо. Периодически стоит делать паузы и спрашивать, хорошо ли вас слышно. «Улыбайтесь. Даже если ваш собеседник вас не видит, улыбка всегда чувствуется в голосе. А это один из самых простых способов расположить к себе интервьюера», – отмечает карьерный консультант hh.ru.

Словесное общение занимает в беседе около 35%, остальное – невербальные сигналы, добавляет эксперт по карьере и личному бренду, основатель YouFlow Communications Наталья Лунева. Она предлагает кандидатам провести перед онлайн-собеседованием небольшой тест-драйв: «Запишите себя на видео до интервью. Отправьте другу или коллеге и предложите посмотреть без звука – что они увидят?»

Как быстрее влиться в коллектив

Больше всего сложностей на удаленке возникает в процессе онбординга – адаптации нового сотрудника в компании и его включения в задачи, считают HR-директора и руководители компаний. «Это этап, когда коммуникаций у сотрудника очень много. И если в офисе нужно было просто пройти по кабинетам А, В, С, то теперь нужно более детально разбираться в зонах ответственности внутри компании, контактных лицах, планировать беседы и состав их участников», – отмечает исполнительный директор Mamba Ярослав Сергеев.

Для поддержки новых сотрудников работодатели используют разные инструменты – знакомят их с компанией с помощью специальных видеопрезентаций, проводят welcome-тренинги и неформальные онлайн-встречи.

Новичка желательно подробно представить коллективу, говорит директор по персоналу компании Oberon Элина Кудишина. Это можно сделать через рассылку в корпоративной почте, новость в интранете или пост в социальных сетях. «Информация о нем должна быть емкой и включать название должности, задачи в компании, предыдущий опыт, а также успех, достижения, увлечения. Так новичку будет проще при коммуникации с коллегами», – считает эксперт.

Подробнее в материале