+7 495 980 0770

Дата-центр в доме или рядом?

Рынок центров обработки данных ищет новые ниши

О запуске серверных мощностей в жилых районах говорят не первый год. Эксперты отмечают, что идея имеет больше недостатков, чем преимуществ. Главный изъян подобных проектов – экономическая несостоятельность. Размещение центров обработки данных (ЦОД) при многоквартирных домах существенно увеличит стоимость квадратного метра жилья. Поэтому инициатива имеет больше перспектив на объектах коммерческой недвижимости.

Коллаборация на принципах блокчейна

Увеличение объемов собираемых и обрабатываемых данных заставляет бизнес искать новые рыночные ниши. Компания 3data обсуждает планы строительства мини-ЦОДов в бизнес-локациях и жилых кварталах. Об инициативе RSpectr рассказал генеральный директор 3data Илья Хала. По его словам,

Совместные проекты с девелоперами являются одним из решений проблем дефицита площадей для размещения ЦОД.

Запрос на сотрудничество девелопера и сервиса дата-центра интересен тем, что помещение нужной конфигурации закладывается на этапе проектирования жилого комплекса

Это является большим преимуществом, подчеркнул в разговоре с RSpectr генеральный директор «ВЕРИТЕЛ» Павел Васильев.

Руководитель ЦОД Linxdatacenter в Санкт-Петербурге Тарас Чирков вспомнил в разговоре с RSpectr, что предшественником дата-центров в жилых домах на «заре широкополосного интернета» были локальные сети, где размещался мультимедиа-контент. Но с развитием файлообменников, сервисов стриминга и видеохостинга данные проекты выглядят несерьезно.

Соседи – препоны для серверов

Девелоперы готовы размещать небольшие ЦОДы в новых домах, сообщил «Коммерсантъ». Предположение, что где-то в цокольном этаже жилого здания можно разместить дата-центр на 100-200 стоек, – утопия, считает Т.Чирков. Он рассказал RSpectr, что между зданиями дата-центров и жилыми объектами существует огромный разрыв в технических требованиях на уровне расчетной нагрузки на перекрытия, толщину стен, наличие окон, возможности инженерных сетей.

П.Васильев также обозначил сложности при таких внедрениях:

– для работы ЦОДа на 100-200 стоек требуется электричество общей мощностью около мегаватта и более (каждая стойка потребляет 5 кВт и требует охлаждения, для чего нужно еще 2-3 кВт);

– резервирование мощности выполняется дизель-генераторами, которые должны запускаться в тестовом режиме довольно часто – не реже одного раза в месяц;

– охлаждать серверы нужно специализированными кондиционирующими установками, а они требуют громоздких, шумных внешних блоков.

Т.Чирков отметил, что один стандартный кондиционер потребляет 3,5 кВт, а значит, для «многоквартирного ЦОДа» на дом потребуется повесить эквивалент в 285 таких устройств. Они, помимо шума, создадут существенную нагрузку на электрическую сеть.

"Дата-центры предполагают значительное потребление электроэнергии, излишков которой в жилых микрорайонах нет", – данный факт в беседе с RSpectr отметил заместитель генерального директора по ЦОД компании Oberon Алексей Сарыгин.

А.Сарыгин напомнил, что многочисленное оборудование – блоки системы кондиционирования, дизель-генераторные установки – требуют обеспечения дополнительной безопасности, включая защиту от вандализма.

[...]

Акцент на коммерческую недвижимость

Алексей Сарыгин, Oberon:

– Торговые и бизнес-центры – потенциальные потребители услуг ЦОД как инженерной инфраструктуры для размещения на Colocation*. Они смогут выбирать – размещать IT-инфраструктуру на своих площадях или арендовать.

Приоритет для этой модели всегда будет у весомых игроков, утверждает представитель Linxdatacenter.

Тарас Чирков, Linxdatacenter:

– Затраты по сопровождению 1 и 1000 стоек по таким направлениям, как контроль доступа, информационная безопасность, дежурные инженеры, примерно одинаковы, а потому преимущество – у крупных компаний, которые «размазывают» эти траты на больший объем ресурсов.

Эксперт добавил, что тенденция к централизации – еще один аргумент против замещения ЦОД в жилом массиве

«Собственные дата-центры компаний растут. Так называемые гиперскейлеры у Google, Amazon, Facebook, Сбера и “Яндекса”. Все необходимые конечным потребителям сервисы и решения лежат в больших коммерческих ЦОДах. Они предоставляют высочайший уровень качества и гарантированные показатели SLA**», – констатирует Т.Чирков.

Подробнее в материале