+7 495 980 0770

Поддельные инвайты и кража голоса

Вирусная популярность приложения для аудиоконференций Clubhouse дошла и до России — на этой неделе сервис занял первое место по количеству скачиваний среди бесплатных программ для iOS. Эксперты напоминают, что любой тренд в интернете мгновенно попадает в поле зрения мошенников, которые пытаются использовать его в своих целях. Как киберпреступники уже сейчас наживаются на тех, кто хочет присоединиться к Clubhouse, и как обезопасить себя — в материале «Газеты.Ru».

Место тусовки «селебритиз»

Социальная сеть Clubhouse стала самым скачиваемым бесплатным приложением для iOS в России — об этом свидетельствует статистика сервиса аналитики App Annie. При этом известно, что еще неделю назад сервис для аудиосвязи занимал лишь 12-е место, что говорит о его высокой популярности среди пользователей.

Clubhouse, запущенный еще в 2020 году, приобрел вирусную известность в начале февраля текущего года. Суть приложения заключается в создании отдельных комнат, в рамках которой ее участники могут свободно общаться по аудиосвязи — при этом их разговоры не записываются.

Не последнюю роль в продвижении сервиса в массы сыграл миллиардер Илон Маск, который принял участие в сессии вопросов и ответов, пообщавшись со своими фанатами в прямом эфире.

Впоследствии Маск выразил желание «встретиться» на просторах Clubhouse с президентом РФ Владимиром Путиным, заявив о том, что разговор с главой государства был бы «большой честью» для него. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков оценил предложение Маска, назвав его «очень интересным», но отметил, что Владимир Путин не использует социальные сети и не ведет их лично, поэтому необходимо «сначала разобраться».

Между тем, свою заинтересованность в Clubhouse уже проявили некоторые российские политики. В беседе с «Газетой.Ru» депутат Госдумы и член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил о том, что уже протестировал популярное приложение.

«Впечатления в целом положительные. Это приложение появилось очень вовремя — в период, когда из-за коронавирусных ограничений людям стало не хватать живого общения. Хотя практически все мессенджеры сейчас поддерживают голосовую связь и во многих можно создавать голосовые чаты, у них это дополнительные функции. А сделать голос основой соцсети оказалось своевременным решением», — считает Горелкин.

Депутат согласился с тем, что популярность Clubhouse начала быстро расти после того, как туда «привели знаменитостей».

«Сейчас это приложение воспринимается как место тусовки «селебритиз». Туда ходят их послушать. Похвастаться, что «лично слышали». Это хороший маркетинг, основатели соцсети очень успешно использовали свои личные знакомства в мире бигтеха, культуры и политики. Этим задали тренд, который был подхвачен и в других странах», — заявил эксперт.

Фишинг, клоны и дипфейки

Важно отметить, что пока Clubhouse доступен только для пользователей устройств на базе операционной системы iOS, а для регистрации в социальной сети требуется получить приглашение, или «инвайт», от другого пользователя. Из-за такой эксклюзивности на площадках вроде «Авито» или «Юлы» появилось большое количество объявлений о продаже инвайтов. Стоимость одного приглашения варьируется от 100 руб. до 20 тыс. руб.

«Продам доступ в закрытую соц. сеть ClubHouse. Возможность общаться с знаменитыми личностями, топовыми блоггерами и лидерами мнений. В наличии два инвайта. Гарантия доступа 100%», — пишет один из продавцов.

При этом специалисты по информбезопасности бьют тревогу — количество таких объявлений растет, и нет никаких гарантий, что обладатель заветного инвайта действительно выполнит свое обещание после перечисления денег. На момент написания заметки платформа «Авито» начала блокировать сообщения о продаже приглашений в Clubhouse, но очевидно, что эти объявления просто переместятся на другие аналогичные сервисы, а также в социальные сети.

У мошенников есть и другие векторы атак, связанные с Clubhouse.

Как сообщил «Газете.Ru» директор департамента информационной безопасности Oberon Евгений Суханов, клиенты компании уже начали получать фишинговые письма на корпоративную почту со ссылками на регистрацию в соцсети, а также уведомления в мессенджерах. Цели мошенников не меняются — получить данные платежных карт и заразить ПК вредоносным ПО, поясняет Суханов.

Подробнее в материале