+7 495 980 0770

Тайник в каждом смартфоне. Зачем Google выходит на рынок банковских услуг и стоит ли ожидать проект Cache в России

Google начнет открывать банковские счета для пользователей в своей экосистеме при участии банков-партнеров. Поисковик выбрал путь технического посредника между пользователем и банком и не намерен идти по пути WeChat. Компания успешно начала продвижение финансовых услуг в Индии, где Google Pay стал популярным кошельком, и вполне может повторить этот успех в России, считают аналитики.

Google в 2020 году планирует запустить в своей экосистеме сервисов проект с кодовым названием Cache ("Тайник"), с которым IT-корпорация выйдет на рынок банковских услуг. Как заявили в компании, открываемые расчетные счета будут маркироваться брендами банков, с которыми сотрудничает корпорация, а не ее собственным. Таким образом, Google предлагает себя в роли посредника между пользователями и банками, а не супераппа по аналогии с WeChat. Корпорации Кремниевой долины рассматривают внедрение своих финансовых сервисов как способ стать еще ближе к клиентам и получить доступ к ценным пользовательским данным. Ранее в 2019 году Apple совместно с банком Goldman Sachs представила собственную кредитную карту, Amazon ведет переговоры с J.P. Morgan, собираясь предоставить своим клиентам возможность открытия расчетного счета, а Марк Цукерберг представил платежную систему Facebook Pay и готовится к запуску блокчейн-платформы с криптовалютой Libra.

В России потенциальным соперником Google станут экосистемы Сбербанка, "Яндекса", Mail.ru Group с многомиллионной лояльной аудиторией. Сейчас российские банки предлагают оформить карту в мобильном приложении, привязать ее к Apple Pay или Google Pay и начать использовать. Google, соответственно, должна будет убедить пользователя перенести свои активы именно в банк, который является партнером американской корпорации. Если IT-гигант сможет предложить простой и удобный инструмент, который станет востребован повсеместно, "Тайник" появится на каждом смартфоне с Android, или у 2,5 млрд пользователей этой ОС. Впрочем, колоссальная аудитория Google не стала залогом успеха для соцсети и мессенджеров поисковика.

Стабильный путь

Партнерами Google в проекте Cache на старте станут Citigroup Inc. и кредитный кооператив Стэнфордского университета, который окончили основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин. Банк и кооператив займутся обслуживанием банковских счетов. Счет Google не будет отличаться от стандартного счета Сitibank. Доступ клиентов к счетам будет предоставляться через Google Pay.

[...]

Big data и экспансия

По оценкам Juniper Research, число пользователей Google Pay по всему миру достигнет 100 млн в 2020 году по сравнению с 39 млн в 2018 году. Для сравнения: число пользователей Apple Pay в 2018 году составило порядка 140 млн, китайской Alipay — свыше 1 млрд. Потенциальной аудиторией платежной системы Facebook Pay могут стать более 2,5 млрд пользователей этой экосистемы.

[...]

Агрегатор и насмешки

Аналитики и участники рынков в России приветствуют анонс банковского сервиса Google, отмечая при этом, что американской корпорации придется выдержать серьезную конкуренцию с местными игроками.

[...]

Российский рынок не является для Google целевым, он не приносит компании огромную прибыль в связи с особенностями поведения пользователей и регуляторов, а также конкуренцией с локальными интернет-компаниями, напоминает Петр Филатов, коммерческий директор компании Oberon. «На мой взгляд, решение о возможности запуска Cache в регионе EMEA будет приниматься только в случае успеха сервиса в США и Европе. Более того, такая локализация может быть экономически нецелесообразной в связи с дополнительными доработками для исполнения российского законодательства — требований по хранению персданных россиян на территории страны и "пакета Яровой"», — считает топ-менеджер Oberon.

Подробнее в материале