+7 495 980 0770

Почему популярное разделение на «физиков» и «лириков» мешает жить

Я переехала с семьей в Латвию и долго искала школу, в которую могла пойти моя дочь. Ничего подходящего не нашла и решила открыть свою. Я стала изучать тренды современного образования и обнаружила то, что и так давно подозревала: нет никаких «технарей» и «гуманитариев». Как нет и разделения на более развитое левое и правое полушарие: нейрофизиологи доказали, что мозг работает целиком и процессы там происходят одновременно. Расскажу, почему все еще популярное разделение на физиков и лириков – вредное заблуждение.

Бизнес покоряется не только технарям

Раньше считалось, что из технарей получаются бизнесмены и политики, а из гуманитариев – люди творческих профессий. Среди российских бизнесменов правда много выпускников физико-математических вузов. Но дело не в том, что они хорошо считают интегралы: этот навык в бизнесе не востребован. То поколение выпускников наших лучших технических вузов, которые сейчас составляют костяк российского списка Forbes, во-первых, умеют пахать, во-вторых, быстро думать – их на это тренировали. Если ты хорош в физике, то у тебя явно развито критического мышление: ведь что такое риски, как не теория относительности? При этом критическое мышление не отрицает образов, эмоций. Без них не обойтись, если вы делаете продукт B2C.

При нынешней конкуренции, когда есть все, люди покупают эмоцию, а не функцию, это вам скажет любой маркетолог. Да и любые переговоры идут лучше, если владелец или управляющий бизнесом наделен артистизмом.

Когда я руководила ИТ-компанией Oberon (это системный интегратор, мы строим колл-центры и центры обработки данных) у меня параллельно был бизнес «для души» – дизайн-студия, где мы делали букеты и ландшафтный дизайн, и это дело приносило огромное эстетическое удовольствие. Сейчас место такого проекта заняла международная школа Exupery в Латвии. Ведь IT-бизнес все таки не про эстетичность и красоту, в отличие от дизайн-студии. А построить школу означает оставить наследство после себя – вкладываться в детей.

Как меняется образование

Современные педагоги не делят детей на гуманитариев и физмат. В школах нового типа (а на самом деле просто нормального типа) можно не выбирать для себя какое-то одно направление. IB-школы (работающие по системе международного бакалавриата с универсальной программой во всем мире – прим. Rusbase) как раз и выступают за то, чтобы гармонично объединять в учебном процессе оба эти направления. В рамках работы над одним проектом понадобятся и математическая логика, и критическое мышление и творческий подход.

Во французском детском саду при школе дети делают собственные проекты уже в первый год обучения. Например, учитель, увлеченный фото- и видеосъемкой, на уроке об эмоциях привел в пример особенности немого кино, рассказал о Чарли Чаплине, показал детям отрывки из старых фильмов. Группа создала собственный фильм по мотивам немого кино 30-х годов прошлого века.

Сделать фильм – это не только творчество, но и слаженная командная работа, основы работы с камерой и принципы монтажа. Конечно, помогали взрослые операторы и монтажеры, но дети активно осваивали все стадии работы над фильмом.

Летом у нас работала научная школа, которую продюсировала педагог Наргиз Асадова, и мы предлагали подросткам решать научные и творческие задачи. В био-лаборатории они работали над технологией экологичной переработки пластика: стояла задача сразу продумать и применение технологии. В арт-лаборатории они продолжали тему эко-активизма: делали арт-инсталляции из пластиковых бутылок. Они поняли, что привлекать внимание в проблеме лучше через визуальный контент эмоцию, а не просто цифры, факты и лозунги.

Недавно дети показали новый лайфхак, который придумали сами. Теперь, чтобы не заходить на чужой компьютер под своим паролем, можно делиться друг с другом ссылкой с кодом на телефон. Техническую проблему они решили творческим путем.

Почему разделение на технарей и гуманитариев мешает жить


Мне в детстве доступно объяснили, что я не умею рисовать, а в музыкалке отбили охоту садиться за фортепиано. Зато сейчас мое новое любимое занятие – живопись.

Преподаватель младшей дочери сказала: «Просто садись и рисуй, не нужен какой-то великий талант, рисование – это способ коммуникации».

Конечно, надо выучить азы перспективы, как смешивать краски. Но остальное – как медитация. В итоге я избавилась от страха перед рисованием, стала ездить на этюды в Венецию с педагогом. Мы рисовали вдвоем с подругой – теперь соавтором, Никой Джафаровой. В конце ноября в Москве даже решились сделать выставку своих работ с благотворительным аукционом в пользу фонда «Лиза Алерт» и «Дом с маяком».

Осмелев на этюдах, я начала смотреть, что еще пропустила, всю жизнь считая себя рациональным менеджером и всего лишь ценителем прекрасного. Прямо сейчас хожу на тренинг «Как понимать музыку». Не надо быть невероятно одаренным гением, чтобы уметь ценить, исполнять или даже сочинять самому. Мы все можем быть исполнителями и композиторами, если поймем, как музыку «читать», и вместо размытых ощущений и впечатлений получается четкая многомерная картина. Это очень сильно отличается от муштры в советской «музыкалке».

Советы подросткам


  • Тебе не надо выбирать, «физик» ты или «лирик». Мы все – и то, и другое. Главное - уметь критически мыслить, это ключ к любой профессии.
  • Найди взрослого, наставника, которому будешь доверять. И в отдельных ситуациях, прежде, чем принять решение, можно подумать: а как бы этот человек оценил твои действия или происходящее в целом?
  • Ты будешь счастлив в профессии, когда твое хобби станет твоей работой. Сейчас, пока ты не в вузе, самое время попробовать много разных занятий, что понять, что именно тебя по-настоящему увлекает. Хорошо, если твоя школа даёт эту возможность - если нет, ищи сам, что тебе интересно, не жди, когда тебе все принесут родители.
  • Умей говорить «нет», если тебе что-то не нравится. Это сложно, зато помогает избежать необдуманных действий. Именно так можно выбрать свой собственный путь, вместо того, чтобы двигаться в мейнстриме.
  • Общайся больше – со сверстниками, со взрослыми. Учись говорить так, чтобы быть услышанным и понятым, формулировать точнее и четче. Изучая других, иногда бывает проще и легче понять самого себя. Наблюдай за аргументацией, мотивацией, логикой разных людей, прежде чем выносить свое оценочное суждение.
  • Отстаивай свою мечту! Аргументируй, иди к ней по выбранному пути, учись, чтобы достичь заявленной цели, будь она даже ошеломительно амбициозной.
  • Помни, что есть правила, которые едины для всех. Нудное, но такое необходимое «спорт-сон-питание-гигиена» – это все же основа основ, которая даст тебе достаточно сил и энергии, чтобы заниматься всем тем, что тебе нравится и кажется интересным.

  • Подробнее в материале