+7 495 980 0770

Методичка для цифровой трансформации

Минкомсвязь опубликовала рекомендации по диджитализации госкомпаний

В течение первого года реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» 10 предприятий разработали стратегию digital-трансформации, еще 20 должны принять аналогичные документы в 2020 году. Согласно методическим рекомендациям, госкорпорациям также надлежит оценить затраты и риски и назначить ответственных должностных лиц. По просьбе RSpectr эксперты дали оценку этому документу.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Минкомсвязь России опубликовала методические рекомендации по цифровой трансформации (ЦТ) государственных корпораций и компаний с государственным участием.

Документ разработан в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика» и одобрен президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Предполагается, что он позволит сформировать общие подходы к разработке предприятиями соответствующих стратегий.

Целью ЦТ госкорпораций является повышение эффективности их работы за счет внедрения новых технологий как в управленческие, так и в технологические процессы.

Согласно методическим рекомендациям, основным документом ЦТ компании должна стать соответствующая стратегия, которую утверждает руководитель предприятия. Ожидается, что в ней будет вводная часть, основные разделы и резюме. Рекомендуемый объем – не более 100 страниц.

В рекомендациях перечислены пять разделов, из которых должна состоять стратегия:

1. Сведения о целях и задачах ЦТ компании, о составе и значениях ключевых показателей эффективности реализации стратегии.

2. Информация о проектах и мероприятиях по ЦТ.

3. Планы и задачи по увязке документа со стратегическими, программными документами компании, по развитию ответственных за ЦТ ее управленческих структур, распределению функций и ответственности между ними, включая предоставление полномочий CDTO (Chief Digital Transformation Officer – руководитель по ЦТ).

Также должны быть описаны процесс и функционал центра компетенций, который будет оказывать консультационную, методическую и экспертную поддержку руководству и сотрудникам по вопросам внедрения цифровых решений и сопровождения процессов ЦТ.

4. Расчет затрат на реализацию стратегии.

5. Риски компании, влияющие на ее реализацию.

«Поскольку целью ЦТ является повышение эффективности компании от внедрения цифровых технологий во все сферы деятельности, – говорится в рекомендациях, – то при разработке стратегии важно предусмотреть следующие направления цифровой трансформации:
  • создание и развитие новых бизнес-моделей;
  • формирование нового подхода к управлению данными;
  • цифровое моделирование,
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений;
  • создание цифровой среды».
В документе также выделены факторы успеха реализации стратегии. Среди них – прямое участие CDTO в процессе ЦТ компании и вовлечение в этот процесс ее сотрудников, в том числе посредством:
  • подготовки и переподготовки кадров;
  • внутрикорпоративного обсуждения вопросов цифровизации;
  • тиражирования лучших практик;
  • исключения дублирования функций при переходе на новые корпоративные информационные системы и др.
В ХОДЕ ЦТ КОМПАНИИ ДОЛЖНЫ ДОСТИГНУТЬ ВПОЛНЕ КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

«В результате реализации мероприятий стратегии госкомпания сможет использовать цифровые технологии в качестве конкурентного преимущества во всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами», – подчеркивают авторы методических рекомендаций.

[...]

КТО В АВАНГАРДЕ

Согласно федеральному проекту «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика», стратегии ЦТ к концу 2020 года должны появиться еще у 20 госкомпаний. К июлю 2021 года также предусмотрено утверждение не менее 30 таких документов.

Ранее директор департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Михаил Насибулин сообщал, что ведомство провело собственное исследование, направив запросы в 114 госкомпаний. От 73 из них были получены ответы.

В 26 организациях отметили, что стратегия ЦТ будет представлять собой отдельный документ. О том, что он уже есть, заявили 10 игроков рынка:

  • Государственный ракетный центр им. Макеева,
  • «Зарубежнефть»,
  • «Информационные спутниковые системы»,
  • «КАМАЗ»,
  • «Концерн Росэнергоатом»,
  • Российская венчурная компания,
  • РЖД,
  • «Росатом»,
  • «Россети»,
  • ФСК ЕЭС.

Таким образом, Минкомсвязь предложила считать результат федерального проекта в части утверждения стратегий ЦТ минимум в 10 госкомпаниях в 2019 году выполненным.

Еще в 10 компаниях сообщили, что у них существуют подходы к разработке стратегии. В 11 («Аэрофлот», «Вертолеты России», «Совкомфлот», ГТЛК и др.) стратегия является выделенным разделом другого глобального документа, в 7 – что планируется выделить соответствующий раздел.

[...]

Генеральный директор компании Oberon Евгений Яшин отмечает, что с точки зрения цифровизации бизнеса многие российские компании очень продвинуты, особенно в вопросах создания и развития клиентских сервисов. Это справедливо для таких секторов экономики, как финтех, ритейл, транспорт и ИТ, что обусловлено высокой конкуренцией и борьбой за лояльность заказчика. По мнению эксперта, государственный сектор, как и компании с госучастием, в нашей стране находятся в авангарде этого тренда, что обусловлено серьезной поддержкой digital-инициатив и сохранением курса на создание цифровой экономики.

Подробнее в материале