+7 495 980 0770

Десятина в пользу трансформации

Рос­сий­ские ком­па­нии ин­вести­ру­ют в циф­ро­вую тран­сфор­ма­цию от 3% до 10% от го­довой вы­руч­ки. При этом, 80% оп­ро­шен­ных ком­па­ний на­ходят­ся в про­цес­се реа­ли­зации стра­тегии циф­ро­вой тран­сфор­ма­ции или от­дель­ных циф­ро­вых про­ек­тов. Клю­чевые пре­пятс­твия для циф­ро­вой тран­сфор­ма­ции – нех­ватка ком­пе­тен­ций и соп­ро­тив­ле­ние из­ме­нени­ям. Та­кие дан­ные при­водит ком­па­ния KMDA по ре­зуль­та­там ис­сле­дова­ния, про­веден­но­го при поддер­жке ком­па­нии Microsoft.

Компания KMDA при поддержке Microsoft представила аналитический отчет по результатам исследования, посвященного анализу цифровой трансформации российского бизнеса. Задача исследования заключалась в анализе процессов трансформации, происходящие в российских компаниях, а также в оценке вектора и динамики изменений. В рамках исследования были опрошены более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей.

Исследование показало, что за последние 2 года тема цифровой трансформации стала стратегической повесткой большинства компаний в России. На 19% больше компаний, чем в 2018 году, ответили, что уже запустили процесс цифровой трансформации и перешли от изучения возможностей к практическим шагам. Качественно изменилось отношение к цифровой трансформации – в 2 раза больше компаний, чем в 2018 году, подходят к вопросу системно и осуществляют преобразования в рамках специально разработанной стратегии. Так ответили почти половина (49%) опрошенных. По данным исследования, 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимым процессом для устойчивого развития в условиях современных вызовов. Лидерами по цифровизации традиционно являются сферы ИТ и разработки ПО, финансовый сектор и телеком. Отрасли, которые показали рывок в развитии за последние 2 года: нефть и газ, ретейл, госуслуги, ЖКХ. Наименее цифровизированными, по мнению респондентов, остаются компании агропромышленного сектора, автобизнеса и индустрии развлечений.

По данным исследования в России наблюдается положительная динамика цифровой трансформации по сравнению с результатами 2018 года. 80% опрошенных компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году. Размер бюджета российских компаний на цифровую трансформацию варьируется от 3 до 10% годовой выручки. Срок окупаемости инвестиций в цифровую трансформацию зависит от размера компании и может составлять от 1 года до 5 лет. В среднем стратегия трансформации рассчитана на 2–3 года реализации всей массы заложенных в нее проектных инициатив. 11% респондентов отметили, что их компании уже увеличили свою капитализацию за счет цифровой трансформации.

Что касается приоритетов цифровой трансформации, то как сообщается в исследовании, цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, а также управление клиентским опытом являются приоритетными направлениями трансформации в российских компаниях, это отметили 61%, 51% и 50% респондентов соответственно. В целом российские компании существенно подняли уровень зрелости использованию данных и применяют их для решения более сложных задач. Все больше компаний используют данные не только для диагностики, но и для принятия стратегических решений, улучшения продуктов и повышения эффективности операционной деятельности. 70% оттока клиентов обычно связано с плохим клиентским опытом. Около 60% топ-менеджеров отметили, что их компании уже реализовали или запланировали мероприятия по внедрению принципов клиентоцентричности и управления клиентским опытом в рамках стратегии цифровой трансформации. Недооцененными остаются более "сложные" направления, которые в долгосрочной перспективе вносят важный вклад в инновационный потенциал и конкурентоспособность компании – развитие человеческого капитала и компетенций (цифровая культура) и создание собственных новых продуктов (R&D). Только 23% и 21% респондентов отметили эти направления в числе приоритетов цифровой трансформации своих компаний. 2Цифровая трансформация стимулирует разработку новых решений внутри компаний, что укрепляет значение этого направления для их конкурентоспособности. Копирование практик с рынка (в т. ч. локализация) при создании собственных сервисов снизилось на 15%, при росте собственной разработки внутри компании (R&D) на 6%.

Ключевые препятствия для цифровой трансформации, обозначенные в исследовании – нехватка компетенций и сопротивление изменениям, так ответили 53% и 45% опрошенных соответственно. Важно, что эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%). Согласно опросу HR-директоров, потребность в новых кадрах для цифровой трансформации может доходить до 30% от текущего штата компаний. В половине российских компаний отсутствует орган управления цифровой трансформацией, а ответственность неоднозначно распределена между несколькими менеджерами высокого звена. Это затрудняет управление процессом. Например, 42% руководителей в личных интервью описывают сценарий "навязывания сверху" стратегии, разработанной без достаточного участия команд на местах.

Для большинства респондентов достигнутые положительные эффекты от цифровизации заключаются в снижении трудозатрат (34%), повышении эффективности процессов и производительности (30% и 25%), повышении скорости адаптации к внешним изменениям (24%), создании новых бизнес-моделей (24%), а также повышении конкурентоспособности (22%). 25% респондентов не отметили какого-либо положительного эффекта от цифровой трансформации. Это может быть связано с отсутствием или низким качеством стратегии, проблемами в ее реализации или с тем, что трансформация находится на ранней стадии и эффекты ещё не достигнуты.

[...]

Генеральный директор компании Oberon Евгений Яшин считает, что значительную поддержку цифровизации окажут законодательные инициативы, такие как нацпрограмма "Цифровая экономика", налоговые льготы, снижение НДС. "Кроме того, развитию ИТ поспособствуют дорожные карты для сквозных технологий: Big Data, AI, quantum computing, блокчейн, IIoT, RPA, VR и др. Благодаря этим факторам на рынке уже появился новый технологический сегмент бизнеса в лице современных топ-менеджеров — CD(T)O (chef digital (transformation) officer), бывшие и наиболее прогрессивные CIO, возглавившие первые проекты по digital-трансформации", - размышляет Евгений Яшин.

По его словам, в России институт подготовки специализированных цифровых кадров еще полноценно не сформирован, так как первыми CD(T)O стали руководители различных направлений по информационным технологиям, а образовательные программы не поспевают за тенденциями. Этот тезис, по утверждению Евгения Яшина, подтверждают выводы исследования KMDA о том, что 53% компаний не хватает компетенций для цифровой трансформации. "Кроме того, в половине опрошенных организаций отсутствует как таковой орган управления цифровизацией. Могу отметить, что в нашем сегменте ИТ - сфере системной интеграции — наиболее востребованы сегодня квалифицированные sales-менеджеры, которые должны быть погружены в продукты и решения не меньше, чем ИТ-директора и CD(T)O", - полагает Евгений Яшин. Он отмечает также, что в то же время наблюдается положительная динамика — уже сегодня запущено множество профильных программ переподготовки кадров на базе классических университетов. По оценке Евгения Яшина, мировой кризис, вызванный пандемией, продемонстрировал, что ключевые навыки для бизнеса - гибкость и эффективность - достигаются именно благодаря цифровым технологиям. "Это заставило компании пересмотреть роль ИТ в вопросах устойчивости и непрерывности бизнес-процессов. Однако, ввиду нестабильной экономической ситуации, ожидать взрывного роста не стоит. Объективный срок реализации стратегии цифрового развития - 10 лет, обозначенные Михаилом Мишустиным", - считает Евгений Яшин.


Подробнее в материале