+7 495 980 0770

Отписались от собственного транспорта

Новый цифровой сервис может переформатировать весь автомобильный рынок

Финансовый конгломерат Сбер вошел в новый сегмент – долгосрочную аренду машин по подписке. Это направление активно развивают в мире автопроизводители и каршеринговые компании. Эксперты видят минусы в долгосрочной аренде относительно приобретения авто, но признают – сервис «зайдет» молодому поколению, которое не имеет накоплений даже для кредитных покупок. В перспективе трех-пяти лет формат подписки может потеснить продажи и краткосрочную аренду.

СБЕР ВЫДАЕТ МАШИНЫ

Если три года назад мало кто слышал о сервисе каршеринга – поминутного пользования автомобилем через приложение в смартфоне, то сегодня его аудитория в Москве превысила миллион человек. В краткосрочную аренду машины берут как студенты, так и опытные водители.

Сбер решил пойти дальше и по примеру мировых игроков создал сервис долгосрочной (от полугода) аренды – «СберАвтоподписка». Взять автомобиль можно в Москве и Московской области. Вскоре услуга заработает в Санкт-Петербурге, а к началу 2022 года она станет доступна в других регионах России. Подписку могут оформить клиенты, достигшие 21-летнего возраста, с правами категории «B» и стажем не менее одного года; нужно будет предъявить паспорт, водительское удостоверение и справку, подтверждающую доход (2-НДФЛ или выписка по зарплатной карте), указано на сайте сервиса.

«СберАвтоподписка» отдает новые машины на долгий срок, чтобы снизить издержки, связанные с переходом автомобиля к следующему клиенту. В компании считают, что если кто-то возьмет новый авто на шесть месяцев, то следующий клиент захочет взять его на тот же срок уже дешевле. Поэтому сервис планирует запустить краткосрочную аренду (каршеринг), когда первые пользователи вернут машины.

Стоимость зависит от конкретной модели. Например, месяц аренды Volkswagen Polo обойдется в 17,7 тыс. рублей. В стоимость подписки включены страховка (ОСАГО и каско), плановый техосмотр, сезонная замена и хранение резины, транспортные налоги. Парковку, заправку и мойку автомобиля клиент оплачивает сам. Вместе с платежом за первый месяц аренды пользователь вносит залог по аналогии со съемом жилья.

Рост разнообразных сервисов совместного потребления в последние годы обеспечивается миллениалами, которые достигли возраста 25–40 лет и являются наиболее активными и платежеспособными потребителями товаров и услуг, рассказывает RSpectr генеральный директор "АВТОDOM Подписка" Максим Шишко. При этом они менее чувствительны к понятию собственности.

«Продукты, созданные в концепциях умного потребления и совместного пользования, от различных участников рынка (автопроизводители, дилеры, маркетплейсы, банки, агрегаторы), будут активно развиваться в ближайшие годы. Доказательством этого является каршеринг, который за пять лет вырос в Москве в двадцать раз – до 30 тыс. автомобилей, а количество пользователей увеличилось в семь раз и достигло более миллиона человек», – отмечает М.Шишко.

Еще в 2018-2019 годах мировые автопроизводители поняли, что аренда машин на один-три года позволит остановить падение доходов от снижающихся продаж. Тем более что большинство покупателей новых авто используют его только в период сервисной гарантии – три года.

КТО ПОДПИСЫВАЕТ НА АРЕНДУ

В России сейчас действуют предложения долгосрочной аренды от производителей: Volvo, Hyundai, Kia, Skoda, Audi, УАЗ и другие.

Сервис шведского автоконцерна называется Volvo Car Drive. Самый дешевый автомобиль, доступный для аренды, – седан Volvo S90 в топовой комплектации Inscription. Ежемесячный платеж – 59,5 тыс. рублей в месяц. Пробег ограничен 30 тыс. километров на весь срок аренды и 4 тыс. километров в месяц, если период аренды меньше 12 месяцев. Корейский концерн предлагает программу автоподписки Hyundai Mobility. Стоимость – от 31,9 тыс. за месяц. Тариф Country предполагает посуточную аренду автомобилей. Вслед за Hyundai свою подписку на машины начал предлагать и бренд KIA, в день от 1,9 тыс. рублей. Skoda запустила сервис в партнерстве с каршерингом Belka. Предлагается два автомобиля – компактный кроссовер Karoq от 41,9 тыс. и среднеразмерный Kodiaq от 51,9 тыс. рублей в месяц.

Свою подписку на автомобили запустили и в Audi. Компания предлагает широкий выбор моделей – от компактного седана A4 до кроссовера Q8. Не отстает и отечественный УАЗ. Доступна единственная модель Patriot: аренда на семь дней – 20 тыс., на 28 дней – 42,5 тыс. рублей. Как правило, все автомобили застрахованы по ОСАГО и каско (без франшизы).

Кроме сервисов автоподписки от самих производителей, существуют также площадки, которые предлагают долгосрочную аренду автомобилей сразу нескольких марок. Пионером в этом направлении стал Anytime, который изначально был первопроходцем в каршеринге. После слияния с «Делимобилем» компания решила пойти в новый сегмент аренды от трех дней до года. Клиентам предлагаются машины бизнес- и премиум-класса, включая люксовые модели, например, Lamborghini. Благодаря доступности использования авто по всей России, недавно один из клиентов добрался из Москвы до Дальнего Востока на арендованной машине, преодолев тысячи километров.

«Помимо удобства пользования сервисом, когда все заботы об автомобиле несет оператор подписки, очевидна финансовая выгода в сравнении с кредитом или покупкой, – считает М.Шишко. – Машина, купленная с переплатой процентов по кредиту банку, теряет в цене, а средства, сэкономленные при выборе подписке, можно вложить и преумножить. Клиент получает абсолютно новый автомобиль ежегодно и может менять модели и марки в зависимости от своих задач и приоритетов».

[...]

МОБИЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

В эпоху тотальной цифровизации, которую дополнительно ускорили ограничения пандемии COVID-19, наибольшую ценность имеет информация, рассказывает RSpectr директор по маркетингу и PR компании Oberon Марина Зензина.

Большие данные о водителях, собранные в обезличенном виде, станут предметом анализа и источником информации о клиентах: половозрастных характеристиках, локациях и предпочтениях.

Марина Зензина, Oberon:

– Все более точное и подробное описание целевой аудитории бренда даст возможность создавать новые – целевые – сервисы; выводить их на рынок с минимальным time-to-market; выстраивать грамотную стратегию продаж, продвижения и маркетинга; поддержать лояльность и, конечно же, получать доходы от таргетированной рекламы в проверенных каналах.

[...]

Подробнее в материале