+7 495 980 0770

Магазин разумный

Как искусственный интеллект помогает традиционному ритейлу

«Обыкновенные» розничные магазины постепенно проигрывают онлайн-маркетплейсам, пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения еще больше усугубили эту ситуацию. Сейчас продажи в традиционном ритейле постепенно восстанавливаются, но все же ему необходимо меняться, чтобы оставаться на плаву. Особые надежды возлагаются на технологии искусственного интеллекта (ИИ). Как российский ритейл применяет машинный разум – в материале RSpectr.

Нужно больше аналитики

В последнее время усилия торгово-розничных компаний в основном были направлены на развитие онлайн-сервисов для клиентов, в том числе услуг по заказу доставки товаров из магазинов. Однако значительно быстрее информационные технологии ритейлеры стали внедрять в другие направления.

[...]

Директор департамента решений на базе ИИ компании Oberon Владимир Борисов выделяет следующие тренды в сфере цифровизации ритейла:

- Объединение видеокамер во всех магазинах на единой облачной платформе. Это позволит ритейлерам уменьшить потери в кассовой зоне, управлять очередями и потоками посетителей, оценивать эффективность работы персонала, заручиться лояльностью клиента и вводить бесконтактные бонусные карты, основанные на биометрических данных покупателя, а также повысить эффективность работы служб безопасности и сократить время реагирования на инциденты.

- Возможность оплаты товаров «по лицу».

- Организация виртуальных примерочных с целью охвата большего числа покупателей и сокращения расходов на логистику.

Руководитель бизнес-практики по работе с ритейлом компании SAS Россия/СНГ Александр Михасев полагает, что один из ключевых трендов в свете нынешних реалий – гиперперсонализация. То есть уже недостаточно представлять аудиторию в общем и делить ее на группы: конкуренция стала еще острее, и нужно знать в лицо каждого конкретного клиента, чтобы предложить ему нужный товар в нужный момент и при этом попасть в цель.

Александр Михасев, SAS Россия/СНГ:

– Платформой для такой гиперперсонализации стал все возрастающий объем данных – именно они обеспечивают сверхблизкое «знакомство» с клиентом. И, конечно, ритейлеры стараются их использовать, но без мощных аналитических инструментов, в том числе на основе ИИ, сегодня это невозможно. Поэтому сейчас в выигрыше те компании, которые начали их внедрять еще до пандемии, но в ближайшем будущем мы будем видеть их повсеместное активное развертывание.

[...]

В пресс-службе Х5 Retail Group (управляет портфелем брендов сетевых магазинов «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», цифровыми бизнесами «Vprok.ru Перекрёсток», 5Post, «Около») рассказали RSpectr, что умные алгоритмы на основе машинного обучения уже оптимизируют ряд процессов в компании:

Ценообразование, промоакции, управление ассортиментом, поиск новых локаций для открытия торговых точек.

«Как правило, ИИ применяется в глобальных и очень финансово емких сегментах, где задействовано множество ресурсов компании, поэтому даже небольшая оптимизация уже окупает затраты на специалистов и вычислительные мощности. ИИ помогает компании стать цифровой», – отмечают в пресс-службе Х5 Retail Group.

Например, компьютерное зрение нужно во время перепланировки магазина: с его помощью можно просчитать оптимальную дистанцию между стендами в зависимости от формата магазина и вида продуктов на полках.

Прогнозирование спроса на основе ИИ позволяет минимизировать дельту между количеством купленной и проданной продукции, анализ проводится без участия человека, что исключает ошибки и персональное влияние. Это ведет к росту доступности товаров на полке для покупателя, снижает нагрузки на запасы, поясняют в Х5.

Также существуют технологии, которые позволяют использовать распознавание лиц вместо пластиковых карт лояльности. Для покупателей плюсы заключаются в том, что биометрические данные никогда не ломаются, не исчезают, а процесс покупки становится еще более быстрым и безопасным.

Биометрия работает уже в 180 супермаркетах «Перекресток». Несколько сотен человек каждый день совершают оплату с помощью ИИ.

Х5 Retail Group, пресс-служба:

– В X5 создали слой Big Data, с его помощью специалисты могут быстро принимать решения, анализируя все основные типы данных: товары, чеки, клиентов-поставщиков и их контрагентов. Алгоритмы становятся элементом data-driven-культуры Х5. Так компания может снизить цену человеческой ошибки и повысить скорость принятия решений.

В конце прошлого года стало известно о том, что торговая сеть «Магнит» внедрит основанную на машинном обучении и ИИ автоматизированную платформу для прогнозирования спроса и планирования запасов товаров на базе облачного решения Relex Solutions.

В сообщении компании говорилось о том, что система охватит около 22 тыс. магазинов. За счет ее внедрения «Магнит» планирует повысить доступность ассортимента в торговых точках, особенно в категориях «фреш» и «ультрафреш», оптимизировать товарный запас, обеспечить высокий уровень сервиса, а также улучшить качество и скорость взаимодействия с поставщиками.

Пилотный проект запущен в 2021 году в распределительном центре в Краснодаре с контуром более 1250 магазинов.

Единая автоматизированная платформа на базе Relex использует обширную библиотеку данных, включая продажи, анализ спроса, маркетинговые активности, показатели работы магазинов, поведение покупателей. Анализируя эти сведения, система максимально точно прогнозирует продажи каждого товара в каждом магазине и планирует поставки так, чтобы полностью удовлетворить спрос

Существенно сократится нагрузка на бизнес-аналитиков и IT-специалистов. Высвободившихся сотрудников компания пообещала использовать в других проектах.

«Магнит», пресс-служба:

– Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения позволят эффективно автоматизировать процессы пополнения запасов и получать огромные преимущества, как финансовые, так и операционные. Это, вероятно, самый амбициозный проект трансформации розничных цепочек поставок, который российский и международный ритейл увидят в ближайшие два года.

[...]

В.Борисов приводит такой пример применения ИИ в российском ритейле. Крупная сеть гипермаркетов внедрила систему BigData-аналитики на основе данных карт лояльности и социальных сетей. При помощи технологии обработки больших данных компания может узнать предпочтения любого клиента. Платформа не только запоминает и анализирует все покупки, которые совершает конкретный держатель карты, но и сравнивает их с данными из соцсетей. В результате ритейлер получает персонализированные предложения для групп покупателей, рост среднего чека и частоты посещений.

Подробнее в материале