+7 495 980 0770

Не купиться на фейк

Злоумышленникам недостаточно создать фейковый сайт – для реализации своих планов им необходимо привести на такой ресурс потенциальных жертв. Классический сценарий мошенничества начинается с рассылки на электронную почту. Но нередко киберпреступники прибегают к платному продвижению в социальных сетях, используя для противоправных действий известные имена и бренды. Реакция соцсетей на недобросовестную рекламу происходит, чаще всего, после жалоб пользователей.

Вложиться в космос и потерять деньги 

В сентябре в соцсети Facebook началась рекламная кампания новой мошеннической схемы: аудитории обещают деньги за участие в инвестпрограмме «Роскосмоса». В объявлении используется портрет президента РФ Владимира Путина и видеоролик с его участием, смонтированный из кадров телевизионных новостей. На это обратил внимание депутат Госдумы Антон Горелкин в своем телеграм-канале.

«После перехода по ссылке пользователю подсовывают страницу с логотипом “Вестей” и формой обратной связи. Дальше все по классике: перезванивает оператор несуществующего кол-центра “Роскосмоса” и просит предоставить номер банковской карты», – рассказал детали А.Горелкин.

Депутат также сообщил о том, что информацию об этой кампании он передал в МВД, Роскомнадзор и ФАС, попросив их провести проверку на предмет распространения фейковых новостей и мошенничества с использованием персональных данных.

Антон Горелкин, Госдума:

– Также хочу обратиться к своим читателям: не доверяйте таким объявлениям и предупредите своих близких об этой жульнической схеме. И отдельный привет передаю социальной сети Facebook, которая отлично научилась банить пользователей за невинные комментарии, а разглядеть фейк в рекламном объявлении мошенников не способна.

В этот же день Роскомнадзор направил руководству компании Facebook, Inc. письмо с требованием принять меры по удалению и недопущению распространения в принадлежащей ей одноименной соцсети мошеннических рекламных объявлений, использующих официальное наименование и символику российской государственной корпорации «Роскосмос».

Ведомство также потребовало от администрации Facebook провести проверку и привести механизмы модерации и премодерации размещаемого рекламного и пользовательского контента в соответствие с законодательством РФ. О результатах в максимально короткие сроки проинформировать ведомство.

А.Горелкин приветствовал действия РКН. «Я не уверен, что соцсеть так же оперативно отреагирует на требование регулятора – Facebook упорно делает вид, что его не касаются российские законы. Чем пользуются и жулики, и наркоторговцы, и прочая нечисть. Хорошо, что эта история попала в СМИ – надеюсь, это помешало многим российским пользователям стать жертвой мошенников», – написал политик.

Целевая аудитория 

Мошенники нередко используют возможности платного продвижения в социальных сетях. Причем объявления, размещенные злоумышленниками, на первый взгляд сложно отличить от честной рекламы реальной компании.

Цель мошенников – ввести в заблуждение пользователей, получить доступ к данным их банковских карт или похитить логины и пароли от учетных записей.

[...]

В социальных сетях находится целевая аудитория мошенников, констатирует директор департамента информационной безопасности компании Oberon Евгений Суханов. У злоумышленников не так много времени от открытия до блокировки их фишинг-ресурса, за это время они хотят получить как можно больше денежных средств обманутых пользователей с минимальными затратами. Реклама таких ресурсов в социальных сетях отвечает этим условиям.

[...]

Выявить самостоятельно 

В Роскомнадзоре напомнили, что 1 февраля 2021 года вступил в силу закон о самоконтроле соцсетей, согласно которому за ними закреплена обязанность своевременно выявлять и блокировать опасный для общества контент.

[...]

Е.Суханов указывает на то, что перед размещением подобной рекламы соцсети самостоятельно такие объявления не выявляют. Блокируют и снимают ее с размещения на практике зачастую после обращений пользователей.

«Пользователям можно порекомендовать проверять достоверность сайтов и нигде не вводить информацию о банковских картах и персональные данные. При платежах в интернете применять двухфакторную аутентификацию», – отмечает Суханов.


Подробнее в материале